![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Из истории особняка
Документов, свидетельствующих о строительстве усадьбы, не сохранилось. Обычно историками и краеведами называется 1895 год - по дате на железном просечном флюгере, венчающем бельведер особняка. Архитектор также неизвестен: до недавнего времени им считали Ю.И. Дютеля, но в последнее время предпочтения отдаются пермяку Александру Турчевичу, в чей стиль усадьба вписывается лучше. Неизвестно и имя заказчика: Алексей Анфиногенович Железнов (см. биографическую справку), по всей видимости, приобрел усадьбу уже позднее; по крайней мере, нет никаких свидетельств о его переезде на Златоустовскую улицу ранее 1907 г. Усадебный комплекс, от которого сохранился особняк, парадные ворота, небольшой флигель (возможно, дворницкая) и часть решетчатой ограды, первоначально занимал большую площадь, спускаясь парком к берегу реки Исети. Ныне от парка остался лишь небольшой палисадник возле особняка да фонтанная чаша за домом - далее ограждение давно разобрано, во дворе стоит двухэтажный деревянный барак традиционной советской архитектуры, а в прибрежной части - здание психоневрологического диспансера. Представить сегодня первоначальный вид всей усадьбы, честно говоря, уже невозможно. Только по старой фотографической открытке можно судить, насколько удачно выделялся усадебный комплекс из окружающей застройки. ![]() Особняк красного ("пудового") кирпича решен в ложнорусском стиле, богато украшен фигурной кладкой и коваными решетками; интерьер дополняют изразцовые камины, лепнина с явными элементами модерна, дубовые паркет и резные двери, высокие кедровые окна... Нижний, полуподвальный, этаж с "черным" выходом во двор - хозяйственный; высокий первый - деловой и парадный (кабинеты, гостинные, зал); второй - жилой. В целом перед нами крепкая и далеко не дешевая городская усадьба рубежа XIX-XX веков. Несмотря на трудную судьбу, особняк сохранился довольно полно, может быть, потому что стоит "не на виду". Другое дело, что состояние памятника архитектуры неважное - это сейчас археологам гвоздя в стенку забить не дают, а в советское время можно было все: и паркет линолеумом закрывать, и лепнину масляной краской красить, и дверные проемы переносить... Только летом 2004 года Уральскому отделению РАН удалось начать хотя бы частичную реставрацию здания - первую за более чем столетнюю его историю. После революции дом неоднократно менял хозяев: вначале его заняли анархисты (с ними был связан один из сыновей бывшего владельца), затем формировалась воинская часть, потом здание переходит в ведение Наркомпроса. Здесь размещалась школа №93 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабослышащих. Верхние этажи занимали семьи учителей. С первых дней Отечественной войны дом Железнова внесен в реестр сугубо секретных объектов города. Сюда, в глубокий тыл, специальный эшелон привез эвакуированный из Москвы государственный астрономический институт имени П.К.Штернберга (ГАИШ). В подвалах здания, за полутораметровыми кирпичными стенами вдали от транспортных магистралей (трамвая по ул. Куйбышева тогда еще не было) разместились хронометры Службы точного времени, руководил которой тогда М.С.Зверев. Уже в ноябре 1941 г. сигналы на одиннадцать часовых поясов страны передавались из Свердловска. За время пребывания службы в стенах дома Железнова был поставлен рекорд: она не только сравнялась по точности с германской, но превзошла ее на семь тысячных секунды. Группа ученых под руководством С.Н. Блажко составила "Таблицы моментов восходов и заходов Солнца и Луны". Эти таблицы были отпечатаны в Нижнем Тагиле и срочно отправлены на фронт для партизан, летчиков, моряков. Служба Солнца составляла прогнозы радиопогоды для армейской связи. После войны здание вновь перешло в ведение народного образования - до момента создания Института истории и археологии, занявшего подвальный и первый этажи дома Железнова. А с началом деятельности Дома ученых оказалось, что украшенный лепниной зал - одно из лучших в городе помещений по акустике. Компактный, расчитаный на 30-40 человек, он действительно "звучит"; наверное, и поэтому тоже музыканты - вокалисты, скрипачи, пианисты - так охотно принимают наши предложения выступить перед академической аудиторией. |
|